Директор САЗа Евгений Никитин дал интервью газете «Хакасия» о том, как завод противостоит кризису

Евгений НикитинИнтервью с управляющим директором Саяногорского алюминиевого завода Евгением Никитиным республиканская газета «Хакасия» опубликовала 17 марта. Учитывая актуальность данной темы для большинства жителей Саяногорска редакция Первого городского публикует на сайте полный текст напечатанной статьи.

 

«Что же конкретно САЗ может противопоставить кризису? Об этом Евгений Викторович рассказал  корреспонденту газеты «Хакасия».

 

-А прошлый год был для САЗа только трудным или был и успешным, были какие-то достижения?

—   Были и достижения. САЗ выпустил 537,4 тысячи тонн товарного алюминия. Это наш рекорд. По многим позициям мы показываем лучшие в РУСАЛе результаты. Так, долю выпуска товарной продукции с высокой добавленной стоимостью мы доведи до уровня более 92%. Этот показатель в ближайшие годы не будет никем достигнут, из-за падения спроса на металл. Мы увеличили производительность труда — до 222 тонн на человека на САЗе. Сократили уровень брака. Производственного травматизма. Для тех, кто интересуется экологией, отмечу, что мы снизили расход фтора, кокса, анодов на единицу продукции, значит, уменьшились и удельные выбросы. Средняя зарплата в прошлом году выросла почти до 27 тысяч рублей. В начале года она была чуть больше 25 тысяч рублей.

 

-Судя по голосу, трудности  все же перевесили достижения? Когда для завода, РУСАЛа начался кризис? Как это случилось? Ваше видение?

—     Конец 2008 года прошел для всех российских предприятий алюминиевой отрасли под знаком разрушения спроса на фоне глобального экономического спада. Начался кризис незаметно как какая-то локальная проблема американской ипотеки, а потом подобно цунами, он пошатнул всю мировую банковскую систему, финансовые рынки, реальную экономику — промышленные предприятия. Насколько я знаю, объем промышленного производства в России в январе 2009 года по сравнению с тем же месяцем 2008 года снизился на 19%!

     Заметив какие-то негативные тенденции в мировой экономике, РУСАЛ и наш завод,  еще с февраля 2008 года начали решительно сокращать издержки. Хотя, даже эксперты четко видимых оснований для кризиса тогда не наблюдали — цена на алюминий росла.

    Обвал цен случился в августе 2008 года. И не закончился. Некоторые эксперты считают, что нынешние 1300 долларов за тонну — это еще не дно падения.  80% нашей продукции идет на экспорт. Потребители: автомобильная промышленность, строительство, авиационная промышленность замерли. Выпускаемая нами продукция оказалась невостребованной, складские запасы начали стремительно расти, а цена на алюминий также стремительно падать. Запасы алюминия на Лондонской бирже металлов выросли до рекордных уровней, и составляют сегодня около 5 млн. тонн. По прогнозам, тяжелая ситуация на мировом рынке алюминия продлиться от 12 до 18 месяцев. Есть и более пессимистические прогнозы.

  

-И какое «лекарство» от кризиса вы приняли?

— Горькое. Но единственно возможное. Называется оп-ти-ми-за-ция. Основные составляющие себестоимости алюминия — это затраты на глинозем, электроэнергию, железную дорогу и персонал. По каждой из позиций мы и работали. По бизнес-плану 2009 года объем продукции САЗа будет снижен примерно на 15 тысяч тонн. Рассматривали разные варианты выполнения этой задачи. Один из них — это отключение 30 электролизеров. Это дало бы необходимое снижение объема производства. Но любая отключенная ванна в шунтированном состоянии расходует электроэнергию, то есть приносит убытки. Поэтому мы выбрали другой путь — отключать электролизеры не стали, но снизили силу тока.

 

-Но раньше вы поднимали силу тока. Это шаг назад?

—  Нам пришлось вернуться на прежние позиции. Это вынужденный шаг. Осмысленный. Сегодня рынку металл не нужен, силу тока поднимать — смысла нет. Мы уже снизили ее  на сериях в среднем до 250 килоампер с 255. Это позволило сократить расход на тонну произведенного металла: электроэнергии — на 160 киловатт-часов, анодов — на 5 килограммов, фтора — на 1 килограмм.

 

— В сокращении расходов участвует все ваши цеха?

—  Исходя из плана завода на 2009 год, были скорректированы планы всех остальных производств и дирекций. Каждое подразделение разработало программу действий по снижению себестоимости продукции. Все производства переходят на более дешевое материально-техническое обеспечение. Приоритет отдается отечественным материалам — это дешевле. Считаем каждый подорожавший доллар. Производство электродов снизило расход кокса за счет вовлечения в переработку до 24% возвратов огарков. Литейное производство изменило номенклатуру продукции в соответствии с требованиями потребителей.

 

— Насколько я знаю, в себестоимости алюминия до трети составляют затраты на электроэнергию. Вы с энергетиками  договариваетесь?

—  Особенно сложно договариваться с поставщиками о снижении цен на электроэнергию. В январе и феврале мы оплачивали потребленную энергетическую мощность по прямому договору с «РусГидро». В марте не получилось действовать по этой схеме, но планируем к ней вернуться в апреле. Мы стремимся к заключению прямых договоров с СШ ГЭС.

   В результате переговоров, в марте этого года, затраты на электроэнергию в расчете на тонну алюминия  снижены нами на 10% по сравнению с  декабрем 2008 года. В результате заключения прямых договоров с поставщиками электроэнергии, мы ожидаем снижения тарифов, начиная с апреля примерно на 20-25%.

 

— И вам энергетики идут на встречу?

—  Если мы остановим производство, то плохо будет и нам, и энергетикам, и всем. Во время кризиса как раз и проявляется мудрость, и ответственность партнеров, руководителей. Вы заметили, что в этом году в Хакасии пошла тенденция сокращения потребления электроэнергии. Даже зимой. Потому, что останавливается производство повсеместно.  Партнером надо дорожить. Надо уметь находить компромисс.

 

— Похоже, умение договариваться становится одним из важнейших качеств, необходимых современному руководителю?

—  Конечно. Большое внимание уделяем снижению затрат на собственное материально-техническое обеспечение. В результате переговоров с поставщиками, которые проводятся нами постоянно, нам удалось получить скидки на различные ТМЦ в размере от 5 до 40%, отсрочки оплаты от 2 до 6 месяцев, а также дисконта на уже полученные товары от 20 до 40% от их первоначальной стоимости. Работа в данном направлении продолжается. Главным приоритетом на данном этапе для нас является переход на более дешевые товары-заменители, оптимизация транспортных расходов на доставку, снижение складских запасов и неликвидов.

    Значительную составляющую в себестоимости нашей продукции занимают затраты на ремонты. Неудивительно, что нам временно пришлось отказаться от некоторых видов дорогостоящих ремонтов оборудования.  Многие подрядчики относятся к этому с пониманием, поэтому снижают свои расценки для нас. Где-то корректируем объемы выполняемых работ. Так, уже в марте мы ожидаем сокращения стоимости услуг сторонних организаций в 2 раза от уровня 2008 года.

 

— Со всеми удается договориться?

—  Очень сложно идут переговоры с китайскими производителями, поднимающими цену на прокаленный кокс. В России его дефицит. Пытаемся договориться с ними о снижении цены или найти других поставщиков с более приемлемыми ценами. Но второй вариант требует изменения технологии. При этом новые партнеры не могут на 100 процентов обеспечить наши потребности.

 

— Я слышал, что у вас затраты на служебный транспорт сокращены чуть ли не до нуля?

—  Оптимизируем и транспортные расходы. Стараемся максимально перейти на перевозку продукции в контейнерах, это обходится дешевле, чем в вагонах. Подготовили документы и сейчас ждем разрешения на открытие станции Камышта «по параграфу», а не по «телеграмме». Это тоже экономия. Плюс — увеличиваем долю отправки продукции в вагонах собственников. Это тоже экономия. Оптимизировали схему и процесс доставки персонала на завод и с завода. В течение 1 квартала этого года мы примерно на треть сократим затраты по административно-хозяйственной деятельности: на информационные и консультационные услуги, на автотранспорт, где-то минимизировали, а где-то уже полностью исключили командировочные, представительские расходы, протокольное обслуживание, а также другие затраты, непосредственно не влияющие на производственный процесс.

 

-Кризис не только разрушает, но и учит — вы согласны с этим утверждением?

—   Кризис — это повод критически взглянуть на бизнес. Переосмыслить привычное. Например, у нас всегда были штрафы за простой вагонов. Как-то считали, что ничего изменить нельзя. Но была поставлена цель, и коммерческая дирекция смогла за полгода добиться снижения штрафов в 6 раз. За счет изменения схем разгрузки и увеличения времени бесштрафного простоя вагонов на три часа по договоренности с железной дорогой. На 22 процента снижены запасы ТМЦ на складах. И так по каждой дирекции. Проведена, я бы сказал, тотальная оптимизация и экономия. Но она продолжается.

     Совместно с Алюминиевым дивизионом и партнерами из компании «РУС Инжиниринг», нами рассматриваются различные варианты по переводу производства на более дешевые виды основного сырья, преимущественно отечественного производства, без ухудшения качества производимой продукции. Видите, у кризиса есть и позитивные стороны. Можно сказать, помогаем по возможности отечественному производителю.

   

-А какая позиция руководства предприятия по отношению к персоналу в кризисной ситуации?

-Несмотря на всю сложность ситуации на рынке алюминия, завод не допускал задержек заработной платы и серьезных сокращений трудового коллектива. Оптимизация была. Дирекция по персоналу по согласованию с трудовым коллективом сократила затраты на соцпрограммы по сравнению с третьим кварталом 2008 года на 30%. Нам пришлось отказаться от некоторых видов дополнительных социальных выплат и программ. Замечу, что мы сократили лишь программы, превышающие соцгарантии, закрепленные законодательно. В то же время, положенное по закону бесплатное медицинское обслуживание по полисам ОМС все по-прежнему будут получать. Вы поймите, сегодня главное — сохранить производство и персонал. Именно поэтому мы вынуждены были отказаться от поддержки социальных, культурных, спортивных проектов в регионе. Не можем мы это сейчас себе позволить. Нет средств. Свернули мы спонсорскую, благотворительную помощь. Мы предполагаем, что  данные меры приняты только на период кризиса. Мы как в дружной семье сократили все, что можно сократить. Оставив деньги только для питания — на выживание.

   Но мы не сидим, сложа руки — наш завод подал заявку на участие в федеральной программе по снижению уровня социальной напряженности в регионе. Мы намерены участвовать в трех направлениях: «Переобучение сотрудников, находящихся под угрозой высвобождения», «Организация общественных работ», «Организация стажировок».

 

— Если все резервы будут исчерпаны, не придется ли уменьшить зарплату персонала в этом году?

— Не исключаю. Все будет зависеть от цены на алюминий и минимизации нами издержек.

 

— А как рабочие воспринимают все эти… сложности?

—  C пониманием. Многие отслеживают ситуацию на рынке алюминия, в промышленности, экономике страны. Я ведь регулярно встречаюсь с рабочими, в коллективах. Рассказываю, объясняю. Эту работу ведут все наши руководители. Многие рабочие активно участвуют в наших программах и выдвигают реальные предложения по сокращению издержек, затрат. На своем рабочем месте. Самые простые. Это очень важно и часто это сразу принимается в работу.

   Конечная цель всех принимаемых нами мер по сокращению издержек, себестоимости — это сохранить производство и высокопрофессиональный персонал. Кризисы приходят и уходят. Следом за ними идет подъем. Он будет. И мы к нему должны быть готовы».

Поделиться:


This entry was posted in Экономика. Bookmark the permalink.

Комментарии читателей статьи "Директор САЗа Евгений Никитин дал интервью газете «Хакасия» о том, как завод противостоит кризису":

  • Оставьте первый комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *