БоАЗ: современное чудо инженерной мысли


Богучанский алюминиевый завод. Было бы логично, если бы он находился в Богучанах. Но нет, самый современный на сегодняшний день завод РУСАЛа находится в поселке Таежный, в 70 километрах от райцентра Богучанского района. И ведет к нему из Красноярска, железная дорога. 13 с небольших часов пути. С очень красивыми видами за окном, десятками маленьких деревушек и настоящей временной аномалией. Обнаружилась она около 7 утра, на станции Тамтачет, часы вдруг показали на час больше, чем в Саяногорске. Объяснение оказалось простым. Оказывается, железнодорожный путь буквально на 2 часа заводит путешествующих в Иркутскую область и другой часовой пояс, на час больше чем у нас. Но уже в Чунояре, на часах вновь было 7.00 и все вернулось на свои места, правда будильник в то утро прозвонил дважды. А уже в 8.30 мы оказались на ж/д станции Карабула и в поселке Таежном, главная жемчужина которого, пока самый молодой и самый экологичный из заводов

Для наших коллег, журналистов из Шелехова, Ачинска, Братска, где алюминиевые заводы с богатой историей, начало строительства которых приходится на 60—70 годы прошлого века, это словно попасть в сказку. Нам же, саяногорцам БоАЗ очень напомнил родной ХАЗ. Такая же чистота, новое современное оборудование, похожее расположение цехов и высокой чистоты газоочистка. А она, абсолютно не дымящая, на всех произвела впечатление.
Люфт: Лидия Степанова, директор по качеству и экологии БоАЗа: посмотрите на нашу трубу, совсем нет дыма, и лес кругом, а мы уже почти 5 лет работаем, и нормально соседствуем с окружающей средой.
Закадр: Первой точкой экскурсии по алюминиевому царству стало литейное отделение. На БоАЗе пока льют только мелкую чушку и т-образную, а еще немного крупногабаритных слитков, по спецзаказу американцев. В цехе 6 миксеров – таких же как на саяногорских заводах. Из них 4 работают на полную мощность, два- готовятся к запуску. А вот доставку ковшей с жидким металлом осуществляют не гигантские краны, а спецмашины. Они же выливают его в миксеры, без прямого участия человека.

Дальше, металл из миксера самотеком идет на линию разлива, где и формируется в чушку. Автоматизация процесса — максимально возможная на сегодняшний день. В работе сейчас два литейных комплекса, которые каждый час выдают от 15 до 26 тонн металла. Фактически, технология литейного производства перекочевала на Богучанский завод с Хакасского алюминиевого, уточняет начальник литейного отделения Антон Новаев, кстати, саяногорец. 9 лет он отработал в литейке САЗа, получил в процессе работы высшее образование, прошел путь от рабочего до мастера смены, а потом «рванул» на новый, еще не введенный в эксплуатацию БоАЗ.

Богучанский завод сейчас продолжает вводить в работу новое оборудование. Например, к запуску готовится линия непрерывной разливки металла Continuus Properzi S.p.A. (Континуус Проперци). На выходе получается цельный брусок алюминия, который просто режется на одинаковые куски, выдавая востребованный на рынке, алюминиевый сплав для автомобильной промышленности.

Следующая точка экскурсии – электролиз. Электролизеры такие же как на ХАЗе, серии РА 300. В двух корпусах первой серии их установлено 336. В сутки выдают до 800 тонн алюминия, как и на ХАЗе. Аноды для процесса на Богучанский завод приводят из Саяногорска, Волгограда и из Китая. И также, как и на литейном производстве, все максимально автоматизировано. А исполняет обязанности начальника серии электролиза, тоже в прошлом САЗовец, Константин Назаров. Сам он уроженец Богучанского района, волею судьбы попавший в Саяногорск. Юрист по первому образованию, работал в электролизном цехе. И когда начали готовить к запуску БоАЗ, решил вернуться на малую родину, на новый завод, за новыми перспективами.

На Богучанском заводе есть свой цех по капитальному ремонту электролизеров, где производят замену футеровки, меняют катоды, ремонтируют ванны. Примечательно, что на БоАЗе нет литейщиков, электролизников – все они операторы, которые управляют процессами с помощью автоматики. Есть свой учебный комбинат, где обучают и повышают квалификацию рабочих. А еще большой, на 4 этажа, лабораторный корпус, где лаборанты исследуют аноды на долговечность, электролит на примеси и готовую продукцию, до 200 проб в сутки. Кроме того, изучают состояние воздуха и питьевой воды, в том числе и в жилом массиве.

Вот такая она первая очередь Богучанского алюминиевого завода, одного из ключевых звеньев энерго-металлургического объединения, куда также входит и Богучанская ГЭС. Это совместный проект РУСАЛа и РусГидро, который позволил возвести и запустить сразу два крупных промышленных предприятия, дающих людям электричество и крылатый металл. Руководит заводом генеральный директор Евгений Рапацевич, который, как и многие его сотрудники, начинал профессиональный путь на Саяногорском алюминиевом. БоАЗ считается самым прогрессивным заводом РУСАЛа с наилучшими технико-экономическими показателями и экологической обстановкой. Но Евгений Анатольевич убежден, ничего этого не было бы без людей, сотрудников, специалистов, которых он с теплотой называет «мои».

БоАЗ производит впечатление, своей современностью, технологиями, промышленной мощью. Но яркие эмоции оставляют не чудеса инженерной мысли, а люди, которые этим управляют.

Поделиться:


This entry was posted in Главное. Bookmark the permalink.

Комментарии читателей статьи "БоАЗ: современное чудо инженерной мысли":

  • Оставьте первый комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *